“Конкретная современность. Сейчас — это всегда немного вчера и завтра” — название новой выставки музея Haus Konstruktiv в Цюрихе, которая проходит с 7 февраля по 5 мая. Куратор и директор музея Сабине Шашль (Sabine Schaschl) исследовала соотношение современного искусства с конструктивным, конкретным и концептуальным искусством 20-го века. Экспозиция занимает все четыре этажа музейного здания и включает в себя работы 34 художников из разных стран.
С первого момента посетители находятся под впечатлением разнообразия выставочной программы. В середине зала на белой платформе аккуратными рядами расставлены 80 белых стульев. Стулья как будто только переместили из мастерской — на них еще видна пыль и стружка, рядом разбросаны обрезки фанеры. Знатоки дизайна сразу узнают схожесть с моделью стула “Муравей” (Ant Chair) датского дизайнера Арне Якобсена (Arne Jacobsen), которая получила свое название из-за приблизительного сходства очертаний с головой муравья. Однако здесь речь идет о 80 несанкционированных копиях, которые были созданы группой художников из Дании SUPERFLEX с незначительными изменениями. Своей инсталляцией COPY RIGHT (White Version) они вызывают зрителя на размышления о связи между искусством, дизайном и товарами массового производства.
В следующем зале притягивают внимание круглые стальные пластины разных размеров и цветов под названием Good Vibe Gongs, которые расположены на фоне нежно-розовой стены. Эти скульптурные объекты были вручную созданы швейцарским художником Давидом Ренггли (David Renggli). Красочная и креативная работа скульптора подразумевает традиционный музыкальный инструмент гонг. Звучание этого инструмента вибрирует, создает новые сложные тона, которые вызывают положительные эмоции.
Еще перед перед тем, как увидеть работу Флоренция-Багдад немецко-иранского художника Тимо Нассери (Timo Nasseri) посетителей завораживают играющие блики на полу и стенах, исходящие из небольшой выставочной комнаты. Само помещение кажется гораздо больше чем есть на самом деле, его стены покрыты треугольными зеркальными сегментами разных размеров.
В этом пространстве создается особая оптическая иллюзия, которая разделяет и проецирует по-новому людей, предметы и саму комнату. Привычные отражения становятся незнакомыми и позволяют открыть новые и неожиданные перспективы восприятия. Такое осколочное видение мира намекает на то, что как бы мы ни старались, мы не можем увидеть целостной картины, только дробные части в различных комбинациях.
Художник связывает западную и восточную культуру, которые описал в своей книге “Флоренция и Багдад” историк искусства Ганс Бельтинг (Hans Belting). Нассери фокусируется в своей работе на разнице и взаимодействии между западным и восточным искусством.